ДРАМСИБ

Записки дилетанта

Я человек маленький. У меня нет ни театрального, ни экономического образования, так что мои суждения ничтожны (в юридическом смысле). Образование я получила в провинции, и живу всю жизнь в Сибири. К тому же у меня есть личный интерес – я работаю в театральном институте. Одним словом, я лицо некомпетентное, заинтересованное и необъективное. Но промолчать не могу. Потому что дилетант тоже имеет право быть гражданином и патриотом.

Дело вот в чем. В одном из номеров журнала театр «Театр» была опубликована дискуссия «Нужны ли в провинции театральные вузы?». Участники дискуссии Олег Лоевский, Александр Попов, Кирилл Серебренников, и модератор Марина Давыдова негодуют: в России много театральных вузов. Однако, таких вузов всего восемь, и лишь три из них – в провинции, в Ярославле, Екатеринбурге и Новосибирске. В Нижнем Новгороде находится не «крупный театральный вуз», как утверждает Марина Давыдова, а театральное училище. Кстати, открыть театральный вуз в провинции сейчас нельзя: открыть вуз по закону может муниципалитет, но практически он не имеет такой финансовой возможности, а вот субъект федерации открывать вузы не имеет права, хотя и располагает для этого средствами. Есть и другие сложности в лице УМО — Учебно-методического объединения по вопросам театрального образования. В УМО при Школе-Студии МХАТ входят люди с безупречной профессиональной репутацией – ректоры и проректоры всех московских и петербургских театральных институтов и академий. Если вуз или факультет не может вести образовательную деятельность в области театрального искусства, то и лицензию он нипочем не получит. Это проверено на собственном опыте (провинциальным вузам не удалось открыть театроведческие факультеты, хотя потребность в грамотных театроведах по стране огромна).

Новосибирский театральный институт с 1960 по 2004 г. тоже был училищем, однако губернатор Виктор Толоконский решил, что неплохо бы выпускать артистов с высшим образованием, поскольку НИКТО из столиц в театры провинции не едет, а если и едут, то не приживаются. (Понятно, что театры России мало волнуют москвичей, но нас-то, нас их судьба волнует!) В Новосибирске большинство театров укомплектованы артистами именно  «провинциального» выпуска: Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Омск. И ничего, новосибирские труппы не так плохи, и залы полны, и «Золотые маски» привозятся. Кстати, обратная миграция как раз идет: из провинции в Москву уезжают лучшие, и, надо заметить, уровня исполнительства они не роняют. Алексей Вертков, Андрей Звягинцев и Лев Эренбург окончили Новосибирское театральное училище. Но люди уезжают, потому что экономика устроена таким образом, что налоги от добычи углеводородов в Сибири платятся в Москве. И если рассуждать по совести, то уровень и качество жизни сибиряков не соответствуют огромному вкладу Сибири в экономику страны. 

А если рассуждать прагматически, то лучше и театры все немосковские закрыть, и сэкономить на этом тоже, чтобы в Москве было жить лучше и веселее. Население Сибири необходимо только для защиты недр с углеводородами и добычи углеводородного сырья и это население лучше всего ограничить в доступе к культуре и образованию, тогда им легче управлять? К этому приведет реформа образования с ее уклоном в патриотизм, ОБЖ и закон божий. В принципе, закрытие театров тоже будет способствовать опрощению сибиряков. 
Но только хотелось бы напомнить образованным господам из Москвы, что если Сибирь останется колонией Москвы и захолустьем, то на этой территории рано или поздно будут жить китайцы со своими театральными традициями. Это прекрасные традиции,  но у московских театральных деятелей при таком раскладе может не хватить средств на финансирование модных и смелых театральных затей.

Кончаю, страшно перечесть, будто бы я в чем-то оправдываюсь. Я бы не стала писать этот текст, но участники упомянутой дискуссии люди авторитетные, их присутствие в медиапространстве страны значительно, следовательно, они влияют или могут повлиять на формирование культурной политики в отечестве сейчас и в ближайшем будущем. Поэтому я не промолчу.

вверх